очередной МИФ: экономика знаний
Экономика, где основной движущей силой прогресса являются знания, сосредоточенные в человеческом капитале и информационном поле вокруг. Человек рассматривается не только как фактор производства (труд), но и как его результат. Процесс развития такой экономики заключен в наращивании запаса способностей и набора потребностей человека. ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_знанийв экономической теории категория «экономика знаний» имеет не одно значение. Прежде всего, она включает в себя элементы, относящиеся к одному из секторов народного хозяйства, в котором происходит и производство, и обработка знаний, и управление ими. Таким этот термин зародился во времена изысканий, проводившихся тремя выпускниками Венского университета, которые заложили основы изучения экономики знаний - Йозефа Шумпетера, Фридриха Хайека и Фрица Махлупа.
Основателем экономики знаний как дисциплины считается Ф. Махлуп, автор книги «Производство и распространение знаний в США», вышедшей в 1962 г. и переведенной на русский язык в 1966 г. [1]. Однако по мере увеличения «сектора знаний», в условиях наибольшего экономического роста, достигаемого за счет научных исследований и инноваций, с ростом образованности населения, у термина «экономика знаний» появилось второе значение, ставшее впоследствии более употребляемым.
Под «экономикой знаний», или «экономикой, основанной на знаниях», стали понимать такой тип экономики, в котором знания играют решающую роль. В таком значении термин был популяризирован, а не изобретен, Питером Друкером - еще одним американским ученым австрийского происхождения. Использование знаний для производства экономических благ стало темой двенадцатой главы его книги The Age of Discontinuity (1968). (с) (интересная статья стоит прочесть)
www.iteam.ru/publications/human/section_55/arti...Чем отличается экономика знаний от классической стандартной экономики? Прежде всего существенным изменением философии: если раньше экономика знаний была важным, но не главным элементом мировой экономики, то сейчас она приобретает все большее значение. читать дальшев последнее время на общественное развитие влияют два фактора: повсеместное развитие рыночных отношений и знания, которые формируют общество знаний, т.е. такое общество, в котором каждый человек их производит или потребляет. Сочетание понятий рыночной экономики и экономики знания приводит к осмыслению необходимости формирования новых понятий.
В обществе знаний классические рыночные отношения видоизменяются, так как конкуренты (скажем, Intel, IBM, Microsoft, Sony) вынуждены доверять друг другу и объединяться в стратегические альянсы для того, чтобы дополнять друг друга и эффективно работать в данной сфере знаний. Это вынужденные шаги. Таким образом, доверие становится ключевым условием для того, чтобы знания стали фактором и источником роста благосостояния.
В экономике знаний существует два противоположно направленных процесса. С одной стороны - производство фундаментальных знаний концентрируется в нескольких центрах, с другой - прикладное знание и его потребление мгновенно распространяется по всему миру.
Важным элементом производства знаний и их практического применения стало "неотделимое знание" (tacit knowledge). Оно может быть как персональным, так и коллективным. В отличие от кодифицированного, которое отделимо от человека и может быть передано людям без личного контакта (учебники, словари, энциклопедии, документальные фильмы, интернет-ресурсы), персональное, или личностное, знание существует только в голове человека и передается от учителя ученику. Неотделимым знанием может обладать не только человек, но и коллектив. Важным элементом производства знаний и их практического применения стало "неотделимое знание" (tacit knowledge). Оно может быть как персональным, так и коллективным. В отличие от кодифицированного, которое отделимо от человека и может быть передано людям без личного контакта (учебники, словари, энциклопедии, документальные фильмы, интернет-ресурсы), персональное, или личностное, знание существует только в голове человека и передается от учителя ученику. Неотделимым знанием может обладать не только человек, но и коллектив. (с)www.sciam.ru/2003/11/nauka.shtmlну и шоб было